Поздравляем вас, если вы читаете эти строки, то очевидно вы теперь владелец радиостанции, скорее всего Си-Би, но возможно и любой иной - профессиональной, радиолюбительской или специализированной. То, о чем мы поведем дальше речь касается не только Си-Би-шников, но будет так же справедливо для установки и настройки практически любой радиостанции, любой автомобильной антенны, любого частотного диапазона.
Давайте разберемся с чего следует начать при определении параметров установки CB антенны.
Что нужно знать для установки рации и настройки автомобильной антенны:
Вопросы, которые определяют ваш выбор
Приобретение рации – Определение целей и задач вашего комплекса радиосвязи
Для чего нужна грамотная настройка и установка автомобильной антенны
Аксиомы для покупателя, установщика и владельца рации
Определение типа установки антенны (магнит, врезка, кронштейн, прочее)
Выбор рации, антенны и крепления
Определение места установки антенны
Определение места установки рации
Определение места установки вспомогательного оборудования
Установка рации
Установка приемопередатчика
Прокладка кабеля питания радиостанции
Установка вспомогательного оборудования (конвертеры / усилители)
Установка антенны радиостанции
Установка магнитной антенны
Установка врезной антенны
Установка антенны на кронштейне
Установка разъема антенны Си-Би рации
Удлинение кабеля антенны
Настройка рации
Основные вопросы связанные с настройкой рации
Настройка рабочей частоты
Настройка модуляции
Настройка
Настройка антенны рации
Нужно ли настраивать антенну рации и так ли это важно
Что такое КСВ
Настройка антенны при помощи КСВ-метра
Настройка антенны антенным анализатором
Полезная информация
Ошибки наших предшественников
Мифы и Легенды Си-Би Вселенной
Вопросы, которые определяют ваш выбор
Что вам необходимо сделать перед покупкой рации в первую очередь, так это сесть в автомобиле и попытаться понять где ваша радиостанция будет установлена так, чтобы никому не мешать и при этом находиться всегда под рукой (с).
Приобретение рации – Определение целей и задач вашего комплекса радиосвязи
Первое, что необходимо определить, это для каких целей вам нужна радиостанция, а соответственно и являющиеся неразрывными с ней элементы антенно-фидерного тракта и антенна.
Мы встречаем три основных группы пользователей и для них как правило используется три типовых вида решений установки рации:
1. Радиостанция нужна редко, в основном для прослушивания радиоэфира на трассе и теоретической возможности подачи аварийных сигналов.
Такие пользователи приобретают маломощные радиостанции, вплоть до адаптированных для этого портативных Си-Би раций, подключаемые к бортовой сети автомобиля через гнездо прикуривателя, преимущественно с короткими (до 1 метра) или ультракороткими магнитными антеннами. Среди радиолюбителей почему-то принято называть данное решение несколько оскорбительным термином «бомж-пакет», однако, определенной и довольно внушительной категории пользователей такого решения достаточно для того чтобы быстро и без применения специальных навыков установить рацию и антенну на непродолжительное время поездки и так же легко убрать ее на хранение по ее окончании.
Дальность распространения радиосигнала - у таких комплектов в среднем колеблется в пределах от 1 до 3 км.
Сфера применения: поездки в путешествия, на рыбалку, в отпуск.
2. Радиостанция регулярно используется в повседневной деятельности, но не является для пользователя инструментом первой необходимости, без которого он как без рук.
Для таких пользователей, как правило маломощных передатчиков уже недостаточно, и они начинают подбор радиостанций средней мощности, антенны рассматриваются уже от метра и более. Для радиостанции и для антенны такие пользователи чаще уже выделяют постоянные штатные места, а электропитание рации обеспечивается естественным образом - от аккумулятора, а тип крепления антенны может использоваться буквально любой.
Дальность распространения радиосигнала - у таких комплектов в среднем колеблется в пределах от 3 до 7 км.
Сфера применения: поездки на дачу, на отдых, в командировки, транспортные перевозки / дальнобой.
3. Радиостанция используется постоянно, от нее зависит (нужное подчеркнуть): комфорт, доход, жизнь и необходимо чтобы она работала качественно и максимально далеко.
Данная категория пользователей предпочитает верхнюю планку мощности передатчика рации, а иногда и усиливает этот сигнал усилителями доводя его выходную мощность до сотен Ватт. В борьбе за километры применяются лучшие радиостанции, усилители мощности, антенны максимально возможной длины и наиболее распространенным методом установки является врезка антенны в верхнюю точку кузова, как наиболее эффективный из возможных.
Дальность распространения радиосигнала - у таких комплектов уже колеблется от 5 до 30 км.
Сфера применения: «жизнь на колесах»- грузопервозки / дальнобой, коммерческая деятельность связанная с автотранспортом, такси.
Для чего нужна грамотная настройка и установка автомобильной антенны
Кратко – для достижения максимального уровня качества передаваемого сигнала и максимальной дальности его распространения.
Однако это не все чего вы добиваетесь – корректно, а значит максимально эффективно устанавливая и настраивая вашу антенну. Также важно, что этим вы не только оберегаете радиостанцию от преждевременного выхода из строя транзисторов выходного каскада передатчика, замена которых является, пожалуй, одним из самых дорогих видов ремонта, а также спасаете себя и электронику вашего транспортного средства от воздействия наведенных электромагнитных полей.
Все что вы изучите ниже не является догмой и может быть проигнорировано вами, как частично, так и полностью, но вы должны осознавать, что, не соблюдая условия, изложенные далее вы, при возникновении экстренной ситуации, лишаете себя и окружающих вас людей «палочки-выручалочки дальнего радиуса действия».
Аксиомы для покупателя, установщика и владельца рации
1. Лучший усилитель — это антенна. Мы добавляем к этому — правильно установленная и корректно настроенная антенна!
2. Антенна устанавливается высоко, так высоко, как вы можете себе позволить, это расширяет ваш радиогоризонт, а видеть дальше и лучше еще никому не мешало. Помимо этого, так себе представлял место будущей установки антенны ее создатель и конструктор. Все отклонения от этого главного правила будут компромиссом между эффективностью, потерей качества сигнала и дальностью его распространения.
3. Масса – наше всё! Если вы купите самую лучшую Си-Би рацию, возьмете самую лучшую антенну и установите ее самым эффективным способом – методом врезки, но при этом не обеспечите антенне полноценный контакт с кузовом – массой вашего автомобиля, то считайте, что вы обладаете самым низкокачественным и наименее эффективным комплектом радиооборудования среди окружающих вас корреспондентов, который при этом незамедлительно начнет вам за это мстить.
4. Чем больше антенна, тем она эффективнее. Физику не обманешь, можно и 7 шапок из одной шкуры сшить, но они будут очень маленькие и греть будут соответственно. 5. Покупая автомобильную антенну, вы покупаете только половину антенны, другая половина — это ваш автомобиль, на который она будет установлена и на котором будет настроена. Именно этот автомобиль, а не любой другой.
6. Чем короче антенна, тем уже ее полоса пропускания, а это значит вы не сможете перемещаться по соседним каналам без значительного снижения уровня качества связи и его дальности и без настройки ее параметры будут заведомо значительно хуже, чем у любой другой антенны со значительными размерами.
7. Наклон настроенной антенны превращает ее в расстроенную. Естественное положение антенны строго вертикальное – перпендикулярное поверхности земли, если иное не предусмотрено конструкцией специализированных антенны с фиксированным положением полотна антенны, как это, например, реализовано у антенны President Virginia, но такие антенны никогда не хвастаются своими характеристиками на передачу, т.к. их диаграмма направленности преимущественно ориентирована либо в космос, либо в землю, отражаясь от которой она опять устремляется в тот же космос.
8. Если вы экономите на стоимости рации и антенны, производитель будет экономить на вас, на проектировании и качестве материалов, из которых будет изготовлено подобное оборудование.
9. За компромиссы придется платить. Ни одно из изложенных здесь правил нельзя обойти или игнорировать. Однако, вы должны быть готовы к тому что, если вы будете нарушать и игнорировать их значительную часть, то сначала ваша радиостанция перестанет выполнять свои прямые обязанности, а после выйдет из строя.
Определение типа установки антенны (магнит, врезка, кронштейн, прочее)
Установка антенны на магните. Самый простой, быстрый, но далеко не самый эффективный и не самый безопасный для стекол, способ установить антенну. Установка магнитной антенны не рассчитана на водителей, перемещающихся на высоких, очень высоких и сверхвысоких скоростях.
Как правило применяется для временных решений, когда связь нужна от случая к случаю или вообще единожды, когда не требуется добиваться максимального качества и дальности радиосвязи, а так же, когда хозяин автомобиля не желает оставлять следов на кузове его ТС.
Недостатки:
- невозможность использования с высокоэффективными антеннами,
- низкая эффективность в сравнении с врезными антеннами достигающая от 30 до 50%,
- отсутствие возможности использовать решение на автомобилях с новыми кузовами, изготовленными из слабо магнитящихся сплавов и не вообще магнитящихся материалов.
Достоинства:
- скорость и простота установки радиостанции,
- высокая степень свободы при настройке антенны,
- возможность моментально и полностью убрать антенну от внешнего воздействия окружающей среды (вандализм, парковка, мойка, ветки) и так же быстро ее вернуть в рабочее положение.
Установка антенны врезкой / врубкой - cамая эффективная, но далеко не самая простая, легкая и быстрая установка антенны. Требует специальных навыков и умений, а также требует специальных материалов и навыков.
Недостатки:
- необходимость повреждения целостности лакокрасочного покрытия и кузовных элементов автомобиля (сверловка), а также связанного с этим последующего, регулярного контроля и обслуживания места врезки антенны;
- необходимость обладания специальными знаниями и навыками по демонтажу и обратной сборке элементов машины в местах прохождения антенно-фидерной линии;
- необходимость наличия специфичных материалов и инструментов для обеспечения установки методом врезки.
Достоинства:
- достижение максимального коэффициента эффективности при использовании любой антенны установленной подобным образом (при условии ее настройки),
- установка антенны методом врезки обеспечивает максимальную дальность и качество передачи сигнала,
- возможность использовать максимально эффективные антенны аналогичные MFJ-1966, вплоть до 2,7 метровой длины.
Установка антенны на кронштейн. Наиболее трудный и наименее эффективный способ поиска компромиссов, между тем как надо и тем, как получается. Как правило, данный способ монтажа применяется на специальной технике или при специфичных видах установок, среди которых наиболее известны:
- установка на рейлинг, используются специальные крепления и специальные техники
- установка на крепление зеркала (грузовики, спецтехника ) используются специальные крепления
- установка на капот или багажник, используются специальные крепления
- установка на водосток, используются специальные крепления
- установка на бампер, используются специальные техники
- установка на ветровое стекло, используются специальные крепления и специальные техники.
Существует еще ряд менее распространенных видов монтажа вроде установок антенны в бампер, на и под козырьки вертроотбойников, в межкузовное пространство и еще «… знает как», но все это можно считать авторскими установками, которые не имеют широкого распространения и делаются зачастую по очень специфичным причинам очень специфичными методами.
Недостатки:
- как правило низкая эффективность работы антенны из-за специфичных условий их эксплуатаци,
- очевидно, высокая трудоемкость, а как следствие и стоимость установки антенны, связанная с обеспечением мер для функционирования антенны в не предназначенных для этого условиях,
- установка требует не только дополнительных, зачастую дорогостоящих видов креплений, но и как правило может быть выполнена только специалистами уже имеющими солидный опыт решения подобных задач.
Достоинства:
- возможно установить антенну в местах, не предусмотренных производителем антенн.
Выбор рации, антенны и крепления
Нюансы выбора антенны и крепления для требовательных пользователей.
Если вы определились с типом установки, вам остается лишь подобрать антенну и крепление/основание под ваши задачи. Новичку в этом деле понадобится изучить море информации, но мы немного облегчим ваши муки выбора рассказав вам о том на что следует обратить внимание, чтобы приобрести именно ту антенну, которая вам нужна.
1. В первую очередь вам необходимо определить «антенный просвет», который обеспечивает ваше транспортное средство, это просвет от верхней точки места установки вашей антенны до максимального допустимого предела размера ТС по ПДД, а это 4 метра. По логике вещей у вас остается резерв от 0,5 до 1 метра, предоставляемого вам нормами строительства дорог, но если вы не хотите думать о типе приобретаемой антенны и цепляться ей в городах за контактные группы электротранспорта, в частности троллейбусов, у которых они могут провисать до этих самых 4 метров, то вам просто необходимо учитывать параметры воздаваемого вашей машиной просвета, т.к. именно это значение диктует вам максимальный размер вашей антенны.
2. Следующее, что должно попасть в зону вашего внимания - это места, в которых вы бываете и каков антенный просвет при заезде на различные территории, парковочные площадки или даже насколько велико расстояние до ближайших веток деревьев в интересующих вас локациях, т.к. этот параметр определяет, как часто вам придется покидать салон автомобиля для того чтобы сложить антенну для проезда в этих местах, а потом для возврата ее в рабочее положение. Так же этот параметр будет управлять ситуацией, когда вы вдруг заезжаете в место с низким антенным просветом забыв про то, что над вами, возвышается 2-х метровая стальная антенна.
3. Этот же аспект определяет ваши требования к умению антенны складываться в принципе, т.к. некоторые антенны вовсе не оснащены механизмом складывания и единственный вариант проехать с такой антенной в местах с низким просветом - это демонтаж антенны или изгибание полотна антенны с возможной последующей его деформацией, потерей элементов полотна или изломом в основании.
Для тех кому понадобится приобретение складывающейся антенны следует обратить внимание на то, что механизмов складывания есть несколько типов:
- быстро складывающиеся варианты, удобно совершаемые одной рукой
- варианты с условно удобным и быстрым механизмом, где вам понадобятся обе руки
- а также с механизмом складывания при помощи специального ключа из комплекта.
Если вам придется часто складывать вашу антенну или вы часто попадаете в ситуации, когда можете неожиданно заезжать под нависающие препятствия, выбирайте первый вариант, на стоимость этот параметр влияет не очень значительно, но при правильной установке антенны позволяет спасти антенну от замены в случае столкновения ее с подобным препятствием.
Определение места установки антенны
Как мы помним из аксиомы №4 - Антенна должна быть установлена на «честную массу», на несущий кузов вашей машины. А аксиома №5 говорит нам о том, что нам необходимо устанавливать антенну максимально высоко. Поэтому любые виды установки с нарушением этих двух истин - это компромисс, между тем как надо и тем как хочется / позволяют условия, с закономерно вытекающими из этого последствиями ухудшения качества и дальности связи. Учитывайте, что установка антенны на багажник, капот, стекла, задние двери, крылья и бамперы:
- опускает радиогоризонт вашей системы радиосвязи,
- искажает диаграмму направленности снижая качество сигнала в 3 из 4 направлений,
- в определенных условиях блокирует от эффективного радиообмена целые направления.
Крышки багажников, капоты, задние двери, крепления зеркал, бампера, рейлинги и проее «зло»
Можно ли обойти «массу» и чем это грозит. Очевидно, что мы можем обеспечить любой антенне фальшивую массу подведя ее специальными проводниками к отдельным элементам кузова в месте установки, однако эффективность такой системы сведется в лучшем случае к эффективности магнитной антенны, а в совокупности со снижением «высоты подвеса антенны» такая система рискует без затруднений лишиться 50-60% эффективности, как на передачу, так и на прием. Как мы упоминали выше, используя различные проводники, возможно пробросить на отдельный элемент кузова «массу», но это уже будет не электротехническая земля, а ее не самая лучшая эмуляция. После применения такого метода багажник или дверь хорошей землей для вашей антенны не станут. Следует отметить, что такая установка в исключительных случаях удаётся, но характеризуется плавающими параметрами и непредсказуемо влияет на настройку антенны с течением времени. Этот вариант подойдет тем, кто использует радиостанцию в основном только для радиоприема, но вот на передачу такую антенну использовать удастся только на средних и ближних дистанциях, но и это не рекомендуется при значительной длительности работы радиостанции на передачу.
Что еще необходимо помнить при выборе места установки антенны, что антенна должна стоять строго вертикально и рядом с катушкой и полотном антенны не должно быть никаких вертикально ориентированных металлических проводников или отражающих электромагнитное излучение поверхностей, в том числе таких элементов кузова, как стойки крыши, от которых не избавиться, все это будет неминуемо влиять, как на диаграмму направленности вашей антенны и КСВ, так и на все прочие ее характеристики. Особенно плохо обстоит с этим дело при радиофикации грузовых автомобилей и автомобилей дальнобойщиков, обуславливается это высотой кабин этих транспортных средств и частой невозможностью или нежеланием их владельцев устанавливать антенну в верхней точке кабины. Впрочем, установка раций для дальнобойщиков — это тема, заслуживающая отдельной главы.
Предпочтительно устанавливать антенну в геометрический центр металлической части крыши / кузова / кабины. Ряд специалистов утверждают, что искажение диаграммы направленности при отклонении от этого правила не влияет на общую картину, и действительно, в городе вы такое влияние скорее всего не заметите за счет переотражающегося во всех направлениях сигнала, но вот на открытой местности, это влияние есть и оно может выражаться не только в направленности такой системы, но и в том, что во всех остальных направлениях антенна теряет добротность своих характеристик отдавая часть их лепестку вектора направленности, и чем ваша антенна будет эффективнее, тем боле выражено этот эффект будет проявляться. Но, мы живем в мире полном технических усовершенствований и зачастую центр крыши может оказаться стеклянным, может быть занят багажником-боксом и/или грузом и поэтому вам придется подбирать себе рацию, антенну и место для установки надлежащего качества с учетом этих аспектов.
Определение места установки рации
При покупке радиостанции перед вами встанет ряд вопросов, которые непосредственно повлияют на дальнейшее месторасположение радиостанции в вашем транспортном средстве и арсенал оборудования, который потребует тот или иной формат установки рации, впрочем, и само транспортное средство может повлиять на выбор радиостанции и определить ее дальнейшее «место прописки».
Что вам необходимо сделать перед покупкой рации в первую очередь, так удобно устроиться в автомобиле и попытаться понять – где ваша радиостанция будет установлена так чтобы никому не мешать и при этом находиться всегда под рукой и в зоне видимости, если это необходимо.
Есть ли в салоне вашего автомобиля место для размещения классической радиостанции – кирпича, без труда, занимающего шахту стандартной магнитолы или вам придется искать укромный уголок для ультракомпактной рации в бардачке или под вашим сиденьем, выводя органы управления ближе к рулевой колонке, а может быть у вас столько дополнительного оборудования, что вашей радиостанции место с ним исключительно в багажнике, а вы будете пользоваться в пути только вынесенный манипулятор управления.
У вас есть выбор из трех основных видов управления радиостанцией:
- классический, с управлением на радиостанции и тангенте,
- с выносом компактного модуля лицевой панели в удобное вам место,
- и с полным управлением на манипуляторе-тангенте.
А это наиболее распространенные места установки рации.
Традиционные способы:
- рядом с магнитолой или вместо нее (существуют рации объединенные с магнитолой в моноблок)
- на передней панели,
- на боковых сторонах «бороды»,
- на месте подлокотника или непосредственно на нем,
- на потолочной консоли, рядом с солнцезащитным козырьком или зеркалом заднего вида,
- под бардачком или ящиком для перчаток, если будет угодно.
Но для установки радиостанции есть и скрытые места:
- в дверных карманах,
- в бардачке,
- во внутреннем пространстве подлокотника,
- под сиденьем,
- в багажник.
А также существуют и особо экзотические места:
- в специально изготовленном для этого отсеке,
- под переднюю панель управления автомобиля,
- в заднем кармане водительского кресла,
- под дверной обшивкой,
- на лобовом стекле.
Определение места установки вспомогательного оборудования
Дополнительное оборудование бывает различным, однако, наиболее распространены из них всего два:
- усилители мощности сигнала передатчика,
- преобразователи напряжения постоянного тока 24/12 Вольт.
И тот и другой тип относятся к устройствам требующим особенного внимания к прокладке кабелей питания, они должны быть достаточного сечения и оба устройства должны иметь хорошие условия для теплоотвода.
Установка рации, прикладной раздел
Выключатели / прерыватели массы.
Данные устройства обычным автомобилистам незнакомы и в основном применяются на специальной технике и в спортивных автомобилях, однако, если ваше устройство оснащено подобным выключателем, подключение к источнику питания должно быть вами выполнено так же после выключателя / прерывателя массы. В противном случае ваша радиостанция может стать проводником электрического тока к отключенным цепям автомобиля, что чревато повреждением и даже возгоранием электропроводки вашего транспортного средства.
Установка приемопередатчика
Каким бы ни был выбранный вами тип радиостанции или место установки все сводится к прикручиванию /приклеиванию / фиксации оборудования на некоей поверхности и наша помощь вам тут не нужна за исключением нескольких моментов:
- вам следует помнить, что вашему передатчику приходится куда-то отводить тепло выделяемое транзисторами выходного каскада, это же касается и усилителей мощности и преобразователей напряжения, место установки радиостанции должно подразумевать условия для его беспрепятственного рассеивания и конечно же радиостанция не должна находиться близ нагревающихся поверхностей или горячих потоков воздуха. Если профессиональные радиостанции и могут до какой-то степени игнорировать данный аспект, то гражданские и радиолюбительские средства связи от этого могут достаточно быстро «загнуться»;
- для тех кто активно меняет настройки рабочих каналов интерфейс управления должен быть всегда под рукой, а информация с дисплея должна читаться без осложнений в любое время суток и при любом уровне освещенности, поэтому таким пользователям будет не очень разумно устанавливать рацию в бардачке;
- если вы производите установку рации скрытым способом, то скорее всего вы будете вынуждены блокировать как естественный отвод тепла, так и естественное распространение звука от динамика радиостанции и вам следует предусмотреть приобретение внешнего динамика, а также предусмотреть место для его установки.
Прокладка кабеля питания радиостанции
Существует два типа установки – временно и на постоянной основе. В первом случае используется питание из гнезда прикуривателя при помощи изготовления нехитрого переходника.
Однако, мы категорически не рекомендуем данный тип подключения, не смотря на то что сами вынуждены им пользоваться в случаях использования радиостанции в автомобиле один единственный раз. Гнездо прикуривателя предназначено для прикуривателя и добавить к этому нам нечего, кроме как то чем могут заканчиваться подобные подключения в самых неблагоприятных случаях.
Если вы используете радиостанцию хотя бы раз в год, но это происходит ежегодно, выделите пол часа на прокладку прямой линии питания от аккумулятора, это не потребует значительных затрат и не занимает много времени, но обезопасит ваш автомобиль от ряда неприятностей связанных со вторжением в штатные цепи автомобиля. У такого подключения есть свои резонные достоинства и некоторые особенности. Во-первых, ваше подключение не будет зависеть от вторичного источника нагрузки, как и он от дополнительной нагрузки на его линии питания, во-вторых и ваша радиостанция, и бортовая сеть автомобиля таким образом значительно меньше будут влиять друг на друга передавая друг другу помехи и наводки.
В тех или иных случаях прокладки кабеля питания применяется один из двух вариантов, если рядом с радиостанцией есть место контакта с массой, мы тянем от аккумулятора только «плюсовой» провод, а массу берем наикратчайшим отрезком у места установки, если такой точки контакта с массой нет, мы тянем к аккумулятору стандартную пару проводов.
Будьте готовы к тому что вам возможно понадобится поставить фильтр по питанию и/или экранировать кабель питания рации, если ваш автомобиль оснащен инжектором и/или ксеноновым источником освещения, они могут осложнять жизнь пользователю радиостанции своими наводками, как, впрочем, и любое другое некачественное, поврежденное или установленное с нарушениями, электронное оборудование.
Установка вспомогательного оборудования (конвертеры / усилители)
Производится с обеспечением отвода тепла и кабелями соответствующего сечения и обеспечивается непосредственно от цепей штатного АКБ, чем мощнее оборудование и чем оно дальше от источника питания – аккумулятора, тем сечение этого кабеля должно быть значительней.
Установка антенны радиостанции, прикладной раздел
Установка авто антенны на магните.
Установка антенны на магнитном основании – самая простая, самая быстрая, самая удобная в эксплуатации, но не самая эффективная и безопасная в эксплуатации система крепления. Магнитная антенна может быть сорвана с кузова набегающим потоком воздуха (парусность), а также может «испариться» будучи оставленной на кузове в районах с неспокойной криминогенной обстановкой.
При монтаже данного типа вспоминаем аксиомы: «Стремимся вверх» , обеспечьте антенне максимально высокое место для вертикальной установки на вашем кузове и тогда пребудет с вами максимально возможный «радиогоризонт», максимальная эффективность вашей антенны и отсутствие прямого излучения передатчика вам в спину, в значениях, превышающих естественное.
«Масса это наше все» – магнитной антенны это касается в несколько большей степени, чем врезной, на врезных антеннах это условие достигается на автомате, а вот магнитная антенна будет работать, а главное настраиваться, так как это планировал производитель, только при соблюдении этого неукоснительного правила. Установка антенны на багажник, как это любят делать таксисты, приведет к тому, что вы потеряете в эффективности от 30 до 50% и будете излучать оставшуюся полезную мощность себе и вашим пассажирам в затылок, здоровья это вам не прибавит, особенно если вы используете усилитель мощности.
Что вам скорее всего понадобится для монтажа магнитной антенны на крышу / кабину / кузов:
- при достаточной длине кабеля вам для установки могут понадобиться разве что – перчатки; - защитная пленка под место установки, на момент установки и настройки антенны подкладывается без вскрытия клеящего слоя; - иногда мы используем отвертки для того чтобы отжать элементы внутренней отделки кузова и различные панели, под которыми обычно и скрывается коаксиальный кабель антенны.
С чем вы вероятнее всего столкнетесь и на что следует обратить пристальное внимание:
- не прокладывайте фидер вдоль жгутов электропроводки. Ни вашему автомобилю, ни вашей рации ни к чему взаимные наводки;
- старайтесь заводить кабель в салон автомобиля через левую пассажирскую дверь (при ее наличии), это наиболее короткий путь до места установки рации и наименее используемая дверь;
- после первичной (пристрелочной укладки) закройте дверь автомобиля с минимальными усилиями и выясните как это сказалось на кабеле проконтролировав степень замятия кабеля, если замятия нет или оно малозначительное закройте дверь более уверенно, снова проконтролируйте степень повреждений, если их нет и в этот раз, захлопните дверь максимально резко и сильно, сделайте еще один контрольный осмотр. Если, в результате ваших стараний, вашему кабелю по-прежнему ничего не угрожает, значит место ввода в салон сносное, если вы видите следы активного воздействия – ищите иное место ввода кабеля повторяя изложенный выше алгоритм. Не забывайте, что ввод кабеля в салон через уплотнители это всегда творческий процесс, который может при неправильных углах ввода кабеля привести к проникновению воды во время дождя, уделите внимание этому аспекту, когда попадете после установки под первый дождь или на автомойку;
- корифеи установки автомобильных антенн утверждают, что длину кабеля магнитной антенны не рекомендуется изменять, даже если у вас остался метровый или больший запас, разложите его по салону или уложите в одном месте «змейкой», но не собирайте в бухту, это запрещенный прием, который приведет к тому, что антенна может престать настраиваться, этим приемом можно пользоваться только в исключительных случаях. У нас есть опыт и профессиональные антенные анализаторы – мы можем нарушать эти правила в определенных условиях, наблюдая визуально с каким оборудованием этот фокус «проскочит», а с каким нет, но у вас нет подобного арсенала, поэтому оставьте «хвост» до лучших времен или приезда к нам на проверку качества настройки.
С установкой антенны покончено, вам остается только произвести настройку антенны в соответствии с соответствующим разделом «Настройка антенны», однако, помните, что магнитная антенна хоть и не требует, но любит именно то место установки, на котором она была настроена, поэтому если вы часто убираете антенну в салон, старайтесь не менять это место произвольно перемещая антенну по кузову. Поможет этому очень полезный и не хитрый прием, который помимо того, что обеспечит вам метку для установки антенны на ее привычное место, также защитит ваше лакокрасочное покрытие от излишнего износа, который свойственен для данного типа антенн. Все что вам требуется это вырезать круг из самоклеящейся пленки типа Oracal или пленки для бронирования фар и после настройки антенны наклеить его на ваше место обычной установки магнита. Единственное – настройку антенны проводите с проложенным элементом будущей защиты. Быстро, дешево, надежно.
Установка врезной автомобильной антенны Самая эффективная, но далеко не самая простая, легкая и безобидная установка. Как и во всех прочих случаях при установке врезной антенны следует «Стремиться вверх» - обеспечьте антенне максимально высокое место для вертикальной установки на вашем кузове и получите в подарок максимальную эффективность, дальность и отсутствие прямого излучения передатчика вам в спину, в значениях, превышающих естественное.
«Масса это наше все» полноценная электрическая масса и «приземление» антенны на кузов, у врезных антенн это условие, позволяющее получить 20-30% прибавки к дальности и качеству связи по отношению ко всем прочим способам установки одной и той же антенны.
Что вам обязательно понадобится для врезки антенны в крышу / кабину / кузов:
- кольцевая фреза / развертка / ступенчатое сверло или обычное сверло диаметром 16 мм и то, что приведет его во вращение;
- абразивный материал (шкурка) для обеспечения надежного контакта антенны и кузова в месте соприкосновения оного с врезным основанием;
- стальная пластина усиления кузова в месте установки антенны, не менее чем 100 мм в диаметре с заранее подготовленным отверстием в ее геометрическом центре;
- навыки проникновения без последствий в пространство между кузовом и обшивкой солона;
- ключи и пассатижи для надежного затягивания гайки основания (вдвоем это делать удобнее);
- любые герметизирующие материалы, минимально – Литол-24.
С чем вы вероятнее всего столкнетесь и на что обратить внимание в первую очередь:
- толщина вашего кузова и усиливающей его пластины могут оказаться в месте установки более значительными, чем вам хотелось бы
- обеспечение вектора складывания антенны по продольной оси автомобиля, обеспечить это на врезных основаниях PL типа возможно только подбором толщины усиливающей пластины, т.к. «пол оборота» на креплении развернут вектор складывания вашей антенны ровно перпендикулярно тому к чему вы стремитесь, проверяйте этот параметр сразу накручивая антенну на еще не «намертво» затянутое и уже загерметизированное основание.
- после контрольной протяжки крепежных элементов обеспечьте надежную герметизацию места установки. Кашу маслом не испортишь и защита от коррозии места врезки, как снаружи автомобиля, так и изнутри, является залогом того, что кузов вашей машины не начнет пожирать ржавчина именно с того места, которое вы выбрали для модернизации.
Как видите, пунктов вроде немного, но «возни» с каждым из них при должной аккуратности, трудолюбии и внимательности, будет предостаточно.
Установка авто антенны на кронштейне
Наиболее трудный и наименее эффективный способ поиска компромиссов, между тем как надо и тем, как удобно. Как правило, используется в случаях, когда работа передатчика радиостанции не планируется «на износ», дальность требуется средняя или минимальная и когда хочется именно так, вопреки тому, как себе это представляли инженеры, проектировавшие антенну.
Часть креплений, таких как например кронштейны на крышку багажника или капот, просто, по своему конструктивному исполнению не предполагают размещения в наивысших точках кузова, а крепления на рейлинг создают массу проблем с обеспечением надежной массы да еще и отрывают антенну от кузова разрывая ее емкостную связь с ним, но не всех из нас способны остановить такие «мелочи».
Что вероятнее всего вам понадобится для установки антенны на кронштейн:
- приготовьтесь к тому, что для установки антенны на кронштейн, лишенный прямого контакта с массой вашего автомобиля, вам может понадобится весь ваш арсенал, как знаний по данной тематике, так и различного инструмента, выполняющего самые экзотические задачи. Все будет зависеть от выбранного вами типа кронштейна, места для его монтажа и расположения звезд на небосклоне;
- это самый трудоемкий и требующий основательного инструментального обеспечения метод, невозможно спрогнозировать какой именно инструмент вам понадобится с тем или иным видом кронштейнов, тащите всё, что у вас есть. Мы, когда делаем подобные установки, именно так и делаем.
С чем вы вероятнее всего столкнетесь и на что следует обратить пристальное внимание:
- обеспечение полноценного контакта крепления с массой вашего автомобиля и передача ее на основание, обратите внимание на то, а не покрыт ли ваш кронштейн диэлектрическими красящими составами. Такие крепления гарантируют вам головную боль с настройкой, если вы не произведете обеспечения надлежащего соединения элементов крепления в токопроводящую цепь заземленную на кузов вашего ТС ведущую к основанию антенны, а следовательно и к самой антенне.
- отрыв антенны от кузова подобными креплениями приводит к изменению параметров антенны незначительно влияющих на прием, но при этом радикально влияющих на согласованность антенны и её передатчика. Это связано с распространением электромагнитного излучения антенны во время передачи сигнала, способами, которые при создании и проектировании антенн и оснований не предусматривались их конструкторами. Работа антенн, установленных подобным образом, является буквально внештатной и в одних случаях при установке антенны на кронштейн удается добиться значительных результатов, а в других даже достижение незначительных успехов превращается в многодневные пляски с бубном и гаданиями на кофейной гуще. Вы выбрали самый творческий вариант и это плата за него.
- установка креплений на водосток, а так же различные крышки багажников, требует такого же надежного контакта с электрической массой кузова вашего авто, как и во всех прочих случаях, только достигается это на них пробоем лакокрасочного покрытия вашего автомобиля остро заточенными винтами, которые в процессе эксплуатации, еще и расшатывают место контакта, что требует, как их дополнительной протяжки после установки, так и значительного внимания к герметизации «пятен контакта» таких кронштейнов.
Удлинение кабеля антенны.
Данная процедура может встретиться вам, как при установке антенны, так и в процессе эксплуатации, когда через какой-то промежуток времени вы можете столкнуться с необходимостью переустановки антенны на другое место кузова. А длины штатного кабеля может, с новой позиции антенны, банально не хватить до места установки радиостанции. Именно в этом случае вам и может понадобиться коаксиальный удлинитель или как мы его называем - гибкий коаксиальной переходник. Вы можете приобрести его у нас, указав необходимые вам размеры, а можете изготовить самостоятельно из куска 50-Омного коаксиального кабеля RG-58 и установленных на него пары-тройки разъемов необходимого вам типа.
Установка разъема антенны Си-Би рации – PL-259 на кабель RG-58 (как наиболее распространенного).
Можно написать целую книгу, как правильно делать это 20 дедовскими способами, однако, как мы себе представляем лучше один раз это увидеть, чем сто раз об этом читать.
Как распаять соединительный кабель (кабель RG-58 и разъём PL-259)
Видео:
Обжим (Разъема UHF-папа на кабель RG-58)
Прижим Накрутка (Разъема UHF-папа на кабель)
Настройка рации
Основные вопросы связанные с настройкой рации
На сегодня мы сталкиваемся с тем, что для нас настройка рации — это нечто одно, а для вас настройка рации это нечто многое другое, чаще всего совершенно не имеющее отношения к непосредственной настройке самой радиостанции.
Попытаемся разобраться, что вы регулярно именуете – настройка рации. Среди этого множества встречаются:
- настройка рации, как настройка рабочей частоты или рабочего канала радиостанции;
- настройка рации, как настройка конкретных характеристик не работающего у вас канала – настройка модуляции (AM,FM, цифра), уровня и кодов шумоподавителя (CSQ Level, CTCSS, DCS, прочие);
- настройка рации, как подстройка заводских параметров в результате их ухудшения с течением времени;
- настройка рации, как настройка «сбитых» заводских параметров рации в процессе радиолюбительских экспериментов;
- настройка рации, когда вам необходима настройка характеристик за пределами предустановленных заводских настроек;
- настройка рации, когда подразумевается программирование / перепрограммирование ее рабочих каналов;
- настройка рации, когда необходим ремонт радиостанции;
- настройка рации, когда вы хотите чтобы радиостанция стала работать радикально иначе – установка усилителя мощности.
Но в большинстве случаев, когда нам говорят «настройка рации», под этим подразумевается совершенно не настройка рации, а настройка и согласование антенны радиостанции. Так уж исторически сложилось и только на нашей памяти продолжается уже два десятка лет. Специально для тех, кого интересует именно эта «настройка рации» изложен весь следующий раздел.
Настройка антенны рации = настройка КСВ?
Нужно ли настраивать антенну рации и так ли это важно? Некоторые «продавцы» могут сказать вам, что настройка антенны желательное, но не обязательное условие. И с ними можно согласиться в ряде случаев, к которым относится попадание в яблоко с закрытыми глазами, во всех остальных случаях настройка антенны является необходимым условием обеспечения полноценной работоспособности комплекса связи состоящего из радиостанции и антенны. Лучше всего это демонстрирует такое понятие как Коэффициент Стоячей Волны – КСВ. Достижение его минимума на рабочей частоте вашей рации фактически и называется – настройка антенны. Настройка антенны своими руками возможна только после понимания что такое КСВ, что именно он отражает и как связан с рабочей частотой вашего средства связи.
Процесс настройки антенны сводится к проведению множественных измерений КСВ в интересующем вас участке радиочастотного спектра с целью выяснения его возможного минимума и последующее приведение физических размеров полотна антенны к размерам, обеспечивающим минимальное КСВ на рабочей частоте средства связи. КСВ можно измерять как вручную КСВ-метром, так и специализированными автоматическими комплексами – антенными анализаторами. Ниже мы представим вам оба метода измерений.
Что такое КСВ
Что такое КСВ? Перефразируя специальные формулировки данного термина в привычные нами понятия:
КСВ = Коэффициент стоячей волны = Это коэффициент соотношения мощности, излученной в антенно-фидерную систему к мощности возвращенной этой системой за счет проблем, связанных с невозможностью полностью излучить отданную в нее передатчиком мощность.
КСВ характеризует качественную степень согласования антенны и фидера по отношению к передатчику и позволяет нам оценить насколько данная система готова к эффективному рассеянию передаваемой в нее мощности, а сколько из нее вернется к нам в форме потерь и возможных разрушений.
Значение КСВ зависит от различных факторов, и может предоставить нам информацию:
- о волновых характеристиках СВЧ кабеля;
- о неоднородностях и повреждениях антенно-фидерной линии;
- о наличии и влиянии на антенно-фидерную систему соединений присутствующих в ней;
- качестве применяемых производителем ВЧ-разъемов;
- качестве разделки кабеля и монтажа соединительных элементов;
- о параметрах сопротивления антенны в точке подключения кабеля.
По сути, КСВ, это наиболее важный параметр, который позволяет нам с вами визуально определить эффективность с которой будет работать приобретенное и установленное антенно-фидерное оборудование.
Идеальное значение КСВ = 1 при его достижении вся излучаемая передатчиком мощность излучается антенно-фидерной системой, а при ухудшении параметров системы связи КСВ может только увеличиваться - 1,05…1,1…1,3…3…5…10…обрыв. При фиксации КСВ свыше 2 и серьезных излучаемых мощностях, необходимо задуматься, что в системе можно и требуется исправить или какой из ее элементов приводит систему на грань ее работоспособности. Т.к. дальнейший рост КСВ не только будет говорить о исчезающей по экспоненте до 0 работоспособности системы, но и о том, что вашему передающему оборудованию грозит непосредственная опасность выхода из строя.
У любой настраиваемой антенны существует два КСВ, первый – это ее реальный КСВ, которым антенна обладает на частоте резонанса согласно своим физическим размерам, полученным ей на конвейере завода изготовителя и второй – это целевой КСВ, которого еще нет, но который будет достигнут вами после настройки антенны на необходимой, определяемой вами рабочей частоте – целевой частоте резонанса. Значения заводского и целевого КСВ могут как совпадать, так могут и отличаться друг от друга, это обусловлено множеством аспектов, среди которых могут быть, как качество установки антенны, так и качество самой антенны, а также то насколько близко находится искомая вами частота резонанса к краям рабочего диапазона антенны и прочие. Поэтому при настройке антенны вы можете надеяться на достижение того же уровня КСВ, что будет вами обнаружен перед настройкой, но также может оказаться, что при настройке антенны на необходимую вам частоту резонанса, значение КСВ также может, как ухудшиться, так и улучшиться.
Если вы настроили свою рацию на канал дальнобойщиков 27,135 МГц – 15 канал сетки «С» и получаете дальность 10 км, не удивляйтесь, что на 15 канале сетки « Е» ваша эффективная дальность может упасть до 1 км или менее, в зависимости от условий установки антенны. Идеальное значение КСВ – это единица, предельно допустимое рабочее – «3» и чем дальше вы от частоты резонанса, чем компактнее ваша антенна и ниже качество антенно-фидерной линии, тем сильнее этот коэффициент растет и приводит вашу систему связи к границам ее работоспособности.
Настройка антенны КСВ-метром
Эта процедура для тех, кто хочет, может и любознателен настолько чтобы заморачиваться самостоятельной настройкой КСВ не один час, а иногда и день. Если у вас нет времени на это или желания разбираться в куче взаимовлияющих аспектов, приезжайте к нам мы при вас настроим вашу антенну объяснив, как это делается. Но если вы не можете этого сделать или желаете настроить КСВ самостоятельно, то текст изложенный ниже именно для вас.
В век цифровых технологий и их удешевления настройка антенны КСВ-метром выглядит несколько архаичным и противоестественным образом, однако, он по-прежнему остается единственным, недорогим способом оценки выходной мощности радиостанции и настройки КСВ «гуляющего» между передатчиком и антенной. А также одним из самых неочевидных при предъявлении результатов заказчику.
Напомним суть метода – произведение множественных измерений КСВ с целью выявления разницы между его значением на рабочей частоте рации и на частотах, лежащих в областях ниже и выше этой частоты. Если в этих областях будет обнаружено значение меньшее, чем на интересующей частоте резонанса, то вас ждет дальнейшее изменение размеров полотна антенны до приведения КСВ антенны к обнаруженному минимуму. Антенный анализатор производит данные измерения по десяткам точек в секунды автоматически и графически отображает результат на своем дисплее, КСВ-метр может производить измерение только одной точки отображая только одно значение и двигаясь от одного измерения к следующему вы самостоятельно создаете график значений КСВ в интересующей вас полосе частот.
Недостатки рассматриваемого метода заключаются в низкой скорости и информативности показаний КСВ-метра, а также необходимости использования активного источника сигнала – радиостанции, для проведения измерений и дальнейшей настройки антенны. Если вы обладатель Си-Би радиостанции с 40 каналами на 27 МГц приготовьтесь к тому, что настроить антенну может оказаться крайне затруднительно, а возможно и вовсе невозможно, если антенна не имеет механизма «нелетальной» настройки во всей своей рабочей полосе. С радиостанцией, которая имеет 400 или 600 каналов и может служить источником необходимого количества сигналов, это сделать намного проще.
Одним прямым достоинством, как и упоминалось ранее, является его условная дешевизна ведь китайский КСВ-метр сегодня можно приобрести едва ли дороже тысячи рублей (о его качестве мы сейчас говорить не будем), а вторым и несколько косвенным для данной статьи достоинством будет отсутствие воздействия на результат измерения различных высокочастотных сигналов, которые могут наводиться с располагающегося рядом активного радиоэлектронного оборудования от которых страдают анализаторы антенн, но т.к. при настройке автомобильной рации это практически невозможно, то данный аспект крайне косвенный.
Итак, при самостоятельной настройке антенны КСВ-метром вам помимо антенны обязательно понадобится:
- сам КСВ-метр, придется его или заранее приобрести или взять попользоваться;
- источник радиосигнала – радиостанция;
- кабель соединяющий радиостанцию и КСВ-метр с разъемами необходимых типов и/или ВЧ переходниками;
- достаточное количество времени для понимания сути процесса и прорисовки графиков измерений;
- возможно, инструмент для укорочения штыря вашей антенны, мы используем для этого болторезы или особо мощные кусачки, вы же можете ограничиться ножовкой по металлу;
- маркер, лист бумаги, карандаш или ручка
Так же вам поможет знание одного нехитрого правила – Чем выше частота передатчика, тем короче полотно антенны. Буквально это означает что четвертьволновая антенна на частоте 26.135 МГц будет размером например 2,7 метра, а на частоте 27,135 МГц она уже будет уже 2,6 м, и далее антенна 5/8 на 136 МГц имеет физический размер 1 метр с лишним, а антенна на 470 МГц едва ли будет выше 60 см. Данная зависимость сохраняется при настройке любых антенных систем, будь то профессиональные УКВ радиостанции, радиолюбительские КВ или гражданские Си-Би антенны.
Почему важно понять этот принцип обратной взаимосвязи, потому, что настройка антенны производится доведением размеров физического антенного полотна к необходимым вам волновым характеристикам указываемых в МГц-ах, как правило это достигается укорочением полотна и реже его увеличением, а КСВ в этой системе лишь координатный указатель текущего положения вещей, указывающий при помощи данного правила на то, что именно вам потребуется делать в зависимости от проведенных измерений. Но их проведение так же предполагает обеспечение определенных условий для их осуществления.
Условия обеспечивающие корректное измерение КСВ антенны:
- логично проводить измерения в той среде, в которой вы планируете использовать радиостанцию, будет странно, если вы планируя использовать радиостанцию на дороге будете настраивать ее в гараже или в лесу;
- вы должны обеспечить значительное удаление вашего автомобиля от электромагнитных источников излучения, таких как антенные системы, линии высоковольтных передач, троллейбусные и трамвайные линии электропередачи и просто крупные скопления металла или проводов рядом с местом настройки. Строения, сооружения и массивы зеленых насаждений так же будут вносить искажения в настройку, ближайшие из них должны быть на расстоянии не менее чем одну длину волны, настройка Си-Би антенны подразумевает длину волны порядка 11-12 метров со всеми вытыкающими из этого условиями. Даже наличие людей стоящих рядом с автомобилем будет вносить в измерения погрешности;
- в идеале, рекомендуется проводить настройку в поле на сухой поверхности, но .т.к. это крайне затруднительно в современных мегаполисах, а средство связи вы все равно будете использовать преимущественно среди таких же как вы участников движения, то вам не обязательно достигать лабораторной чистоты измерений, но стараться ее обеспечить – хороший залог будущего успеха;
- измерение КСВ производится строго из автомобиля с закрытыми дверьми, капотом и багажником автомобиля при вертикально установленной антенне в спокойном состоянии (не совершающей колебательных движений).
Последовательность действий при настройке КСВ антенны КСВ-метром:
1. Используя специально заготовленный соединительный кабель установите КСВ-метр в антенно-фидерную линию между вашей радиостанцией и антенной соблюдая инструкции к вашему КСВ-метру, разъемы антенны и выхода радиостанции подключаются на соответствующие входы КСВ-метра и не должны быть перепутаны. Если вы используете или планируете использовать усилитель мощности, то он не должен участвовать в измерениях, отключите его. Как правило у КСВ-метра, если смотреть на него со стороны дисплея - вход слева от шкалы ведет к передатчику, а правый выход идет к антенне, но лучше сверьтесь с инструкцией к вашему прибору. Она четко позволит определить соединительные разъемы и элементы управления приборов, а также их назначение и значения.
2. Включите и настройте вашу радиостанцию на основной канал связи, который вы планируете в будущем использовать. Настройка антенны Си-Би радиостанции, как правило (в 95% случаев) производится на канале дальнобойщиков с частотой 27,135 AM (канал 15 сетки С у большинства производителей), который работает в режиме амплитудной модуляции – АМ, а это приводит к тому, что на КСВ-метре вы увидите только половину от реально излучаемой радиостанцией мощности, так работает передатчик в этом режиме. Вы можете и дальше ориентироваться на «половинчатые» показания прибора, делая соответствующие математические поправки, но для отображения полноты картины и повышения ее качества мы рекомендуем, тем кто имеет дело с АМ модуляцией, переключить радиостанцию на время настройки в FM-режим, а по завершении настройки антенны переключить рацию обратно. Это никак не влияет на измерение КСВ, но помогает не путаться в этом процессе, особенно с КСВ-метрами не имеющими шкалы прямого измерения КСВ, а работающих по принципу сведения результатов измерений прямой и отраженной мощности в специальную таблицу, которая и указывает параметр КСВ.
3. Переведите ваш КСВ-метр в режим прямого измерения мощности «PWR» (ручку переключения шкалы уровня мощности переведите в положение наиболее близкое к максимальным возможностям вашей радиостанции) и произведете измерение мощности вашей радиостанции нажимая на клавишу активации передатчика – PTT (Push-To-Talk), на вашей тангенте/ микрофоне-манипуляторе, чтобы убедиться, что ее передатчик исправен и излучает в эфир заявленную в ее паспорте мощность, а КСВ-метр подключен верно и работоспособен? Не забывайте про используемый при измерениях режим модуляции AM/FM. Корректное измерение мощности передатчика цифровых радиостанций может производиться только в аналоговом режиме.
Если измерения прямой мощности демонстрируют вам те же показатели мощности, что вы ожидаете от передатчика вашей радиостанции в соответствии с его паспортными значениями, то скорее всего КСВ вашей антенны невелик и вас ждет легкая подстройка антенны. Возьмите маркер и сделайте отметку на полотне антенны на границе ее входа в катушку, чтобы в любой момент вернуться к изначальному положению до настройки. Это так же поможет вам в дальнейшем ориентироваться при настройке антенны.
Если же измерение покажет, что мощность радиостанции на четверть, треть или более отличается от паспортной, то это косвенно говорит о том, что часть мощности где-то «теряется», скорее всего она не излучается вашей антенной и возвращаясь в антенно-фидерную систему рассеивается в ней и разогревает элементы выходного каскада вашего передатчика, это верный признак того, что необходимо браться за настройку антенны.
4. Удостоверившись в работоспособности вашей рации и прибора переключите КСВ-метр в режим измерения КСВ (SWR), а ручку переключателя шкалы мощности переведите в минимальное положение (примерные значения на переключателе «5-10W»). Кратковременно нажмите на передачу и посмотрите насколько сильно дернется стрелка шкалы КСВ-метра, если она недвижима или ее положение не превышает значение 3, то прекращайте дальнейшее чтение этого пункта и переходите к следующему.
Однако, если стрелка прибора «ляжет» в крайнее правое положение или уйдет за значение свыше 3, в красный сектор, то это будет обозначать, что с вашей антенной или ее подключением что-то не в порядке, впрочем, не переживайте, это не значит, что «все пропало», просто внимательно проверьте корректность, надежность и целостность всех соединений антенно-фидерной линии, а так же проверьте соответствие режимов работы КСВ-метра согласно инструкции и проведите измерение снова сначала на резонансной частоте, а потом и с некоторыми сдвигами по всей ширине частотных возможностей вашей радиостанции, как и в первый раз краткими нажатиями PTT, если и во всех последовавших измерениях все остается в прежнем состоянии и КСВ выше 3, то вам необходимо найти заведомо рабочую антенну или согласованную нагрузку проверить работу антенно-фидерной цепи на ней, выясняя какой из элементов вашей системы неработоспособен и требует замены. Если вам это не удается – приезжайте в гости или звоните, попробуем разобраться вместе.
5. Итак, если стрелка вашего прибора в режиме измерения КСВ незначительно отклоняется от положения – 1 (подрагивает), поздравляем вас, ваша антенна абсолютно не нуждается в настройке, рекомендуем вам произвести контрольный замер изменив рабочую частоту и сдвинув ее примерно на 0,5-1 МГц в любую сторону от резонансной и проверить показания, если они значительно ухудшились и значения теперь отличаются от прежних и больше «1», то собирайте инструмент, подключайте антенну к радиостанции штатно и отправляйтесь заниматься более важными делами, но если КСВ останется той же единицей, значит что-то в вашей системе измерений неладно. Вернитесь к пункту 4 и дочитайте его до конца.
Однако, так везет лишь немногим, остальных ждет более значительное отклонение КСВ от 1, однако даже те у кого оно незначительное, при корректной установке антенны могут рассчитывать на то, что данное значение может быть приведено к «1», если оно таковой способно достигать в принципе. Так что же для этого необходимо сделать?
Начать вам необходимо с определения фактической (заводской) частоты настройки вашей антенны и минимально возможного уровня КСВ в результате выполненной вами установки рации, как правило она лежит в самом начале диапазона указанного в инструкции к антенне. Делать вам предстоит все то же самое, что мы с вами делали ранее в пунктах 4-5, но теперь в режиме измерения КСВ мы будем производить множественные измерения на различных частотах / каналах. Если вы будете записывать их значения или буквально рисовать точки на графике, это сильно облегчит вам понимание происходящего. Далее, вам необходимо будет изменить значение рабочей частоты / канала вашего передатчика на несколько значений вниз от интересующей вас рабочей частоты резонанса и провести измерение КСВ. Если эталонная частота резонанса запланирована вами например на 27.135, то начните сдвигать настройку канала радиостанции от нее вниз к частоте – 27.115, для начала не переключайте передатчик более чем на два-три канала и производите измерение КСВ на каждом рубеже увеличивая сдвиг по каналам, если не наблюдается его зримого изменения, если в результате ваших действий его значение начнет расти скорее всего мы на ошибочном пути, если же КСВ начнет падать стремясь к единице, чего мы и ожидаем, то продолжайте сдвигаться по каналам до того момента, когда улучшение не приостановится, после чего снова начнет ухудшаться, это будет означать что вы прошли пик его минимума, в таком случае вернитесь к лучшему результату КСВ и зафиксируйте его минимальное значение на бумаге, а так же частоту на которой вы его достигли, только, что вы выяснили потенциально возможный минимум КСВ вашей антенны и рабочую частоту резонанса на которую она реально настроена. Однако, если значение минимума КСВ находится в пределах границ от 1,5 до 3, у вас есть возможность продолжить измерения сдвигаясь по сетке частот дальше и поймать второй минимум, который может оказаться более низким. Если вам вдруг не удалось добиться результата двигаясь от частоты резонанса в сторону уменьшения, попробуйте сдвигать рабочие каналы от нее по частоте вверх, в сторону увеличения частоты, это не то что мы ждем, но это возможно единственный и тоже вполне управляемый до какого-то рубежа вариант настройки КСВ вашей антенны.
Итак, множественными измерениями вы так или иначе однозначно определите в какой из сторон от интересующей вас частоты резонанса находится минимум КСВ вашей антенны и ее фактическая рабочая частота. Если вы добились КСВ лежащего в пределах от 1 до 3, то следующее, что вам потребуется сделать это «передвинуть» этот минимум на вашу фактическую рабочую частоту. Как это сделать? Это предельно просто, пользуясь правилом, изложенным выше, о зависимости физического размера полотна антенны от его рабочей частоты мы должны определить, что нам следует делать с полотном антенны сделать его короче или длиннее. Возвращаемся к резонансной частоте настройки, которой вы желаете добиться, если ваш, определенный множественными измерениями, фактический минимум КСВ находится ниже частоты резонанса, то нам необходимо укоротить полотно антенны, а если он находится выше по частоте, то размер полотна необходимо увеличить. Доставайте шестигранник из комплекта вашей антенны и приступим к изменению физического размера полотна вашей антенны. Если обнаруженная фактическая частота настройки с минимальным КСВ лежит рядом с частотой резонанса на которую вы хотите настроить вашу антенну, то вам возможно даже не понадобится резать полотно антенны, достаточно будет ослабить регулировочные винты и попробовать задвинуть полотно антенны в катушку или наоборот выдвинуть его из нее и провести контрольные измерения добившись необходимых значений. Вы же отметили маркером положение полотна в катушке до изменения его положения? Однако, если частота искомого вами резонанса относительно далека от фактически обнаруженного, вам скорее всего понадобится физически укоротить или надставить антенну. Если вас не устраивает текущий минимум КСВ и он еще и лежит в «правой области» и вы не желаете довольствоваться низкими значениями КСВ, то вам стоит подумать о том чтобы заменить вашу антенну на другую модель или даже на модель антенны от другого производителя, некоторые антенны могут оказаться несовместимыми с выбранным вами местом установки и если магнитная антенна позволит перемещая себя по крыше добиться удобоваримых результатов, то врезную антенну никто переустанавливать не будет, ее проще банально заменить на антенну из другой серии или на аналогичную, но от другого производителя. Как правило это помогает. Есть правда и альтернативный способ, который в случае неудачи отправит вашу антенну прямо в утилизацию – вы можете попробовать разобрать корпус катушки согласования и удлинить ее, но это способ для тех, у кого ловкие руки, кому нечего терять, а жажда исследований дороже, чем «какая-то там» антенна.
Когда КСВ вашей антенны достигнет необходимого вам значения, останется только затянуть и загерметезировать все что нужно и можно. Настройка КСВ антенны своими руками выполнена.
В заключение следует отметить, что при использовании системы связи с усилителем мощности, КСВ вашей антенны не должен превышать «2», в противном случае вас неминуемо ждет дорогостоящий ремонт усилителя мощности, а возможно и радиостанции.
Настройка КСВ антенны антенным анализатором
Около пятнадцати лет назад мы приобрели наш первый антенный анализатор AEA и c той поры заставить кого-то производить настройку с помощью КСВ-метра стало невозможно.
Достоинство – настройка антенны антенным анализатором это достаточно быстрый и визуально понятный метод, позволяющий проводить автоматически множественные измерения в рамках, задаваемых вами прибору параметров и не требующий отдельного источника мощности для проведения измерений (рации), генератор сигналов необходимых для измерений встроен в прибор. Антенный анализатор в зависимости от модели моментально предоставляет вам полную графическую картину о текущем состоянии и перспективах настройки КСВ, а некоторые модели позволяют наблюдать картину измерений в динамическом режиме, что очень удобно при выборе места установки магнитной антенны, например. Настройка антенны антенным анализатором занимает минуты, если ее установка была произведена по всем правилам.
Недостаток – стоимость антенного анализатора может на порядки превышать стоимость дешевых КСВ-метров. Антенные анализаторы неустойчивы при измерении параметров антенных систем, находящихся рядом с источниками электромагнитного излучения, сигналы из этих источников примешиваются к сигналам генерируемым самим прибором и приводят результаты измерений в полную негодность.
Антенные анализаторы подключаются непосредственно к антенне без посредников, одним единственным гнездом. Все что вам необходимо это ввести в определенном пункте меню интересующую вас частоту резонанса антенны, на которой в будущем будет работать ваша радиостанция и антенна, а также ширину полосы частот, в которой будут в автоматическом режиме проведены множественные измерения КСВ. Результат будет через секунды выведен вам на дисплее в виде графика, по которому вы без труда определите перспективы и направление своей дальнейшей деятельности.
Как и в случае с КСВ-метром настройка сводится к простейшим действиям. Если график минимума КСВ слева от будущей резонансной частоты, то вам необходимо укорачивать антенну, если он справа, вам необходимо добиться наращивания ее размера.
Укорочение и наращение антенного полотна начинается с разблокировки фиксирующих его винтов, после чего полотно задвигается, либо выдвигается из катушки и фиксируется, а измерения КСВ производятся снова. Если данной степени свободы полотна окажется недостаточно для достижения минимума КСВ, то антенное полотно либо подрубается / откусывается / отпиливается, либо удлиняется. Не отделяйте за раз от антенного полотна куски, превышающие его размер входящий в катушку до блокирующего винта, вы можете случайно перерезать антенну), и тогда вам придется, как и в случае расположения графика справа от частоты резонанса, наращивать полотно антенны допайкой необходимого количества проводника к виткам согласующей катушки антенны, что зачастую сделать гораздо сложнее, чем купить новую антенну.
Повторяйте действия с откусыванием / наращением до смещения графика по центру и отображения минимального значения КСВ. Помните, что предельное значение КСВ на рабочей частоте недолжно превышать 3, а при использовании рации на значительной мощности или с усилителем, не более 2.
Полезная информация
Если вы учли все пункты, обозначенные выше, то для дальнейшей безоблачной эксплуатации вашей Си-Би рации вам возможно пригодится несколько советов.
Не повторяем ошибки наших предшественников:
1. Никогда, кроме аварийных и чрезвычайных ситуаций не используем радиостанцию на передачу при отсоединенной или неисправной (КСВ >2) антенне. Или, что тоже самое — с не настроенной должным образом антенной – КСВ которой >2. Это гарантированно, рано или поздно, выведет из строя ваш передатчик и может вносить помехи в работу вашей бортовой электроники, а чем это чревато, вы можете сами уточнить у сервисного персонала вашего автомобиля.
2. Не используем свою антенну на «чужих автомобилях», т.к. это практически нарушает пункт 1 перечня ошибок эксплуатации. Помните аксиому «3» говорящую о том, что одна половина вашей антенны — это ее резонатор, а вторая это ваш автомобиль, при переносе вашей антенны на другое ТС, вы в 90% случаев даже с идеально настроенной до того антенной, получаете расстроенную антенну, грозящую выгоранием вашему передатчику.
3. Не превышайте и не снижайте параметры напряжения питания, указанное в инструкции по эксплуатации вашей радиостанции.
4. Никогда не подключайте радиостанцию напрямую к аккумулятору, если в вашем автомобиле используется прерыватель массы. Радиостанция при ее отключении может послужить не только проводником «неприятностей» вроде разряженного к утру аккумулятора, но и может привести к возгоранию вашего транспортного средства.
5. Если вы не понимаете где «+», а где «-» при подключении питания вашей радиостанции, не подключайте радиостанцию самостоятельно вы выведете ее из строя с вероятностью 50/50, доказано тысячами ваших предшественников. В ряде случаев недостаточно знать, что красный это «+», а черный «—» - масса.
6. Не наклоняйте антенну и не привязывайте ее кончик к кузову вашего автомобиля, это и для приемной антенны крайне вредно за счет искажения диаграммы направленности антенны, а с точки зрения передатчика вы получаете ненастроенную антенну из пункта 1 со всеми вытекающими.
7. Не заматывайте антенну в пакеты, тряпки и прочие якобы изоляционные материалы, этим вы только ускоряете день выхода антенны из строя, от влаги и преждевременного «закисания» антенну надежно защитит только сухой воздух и литиевая смазка - «ЛИТОЛ 24».
Мифы и Легенды Си-Би Вселенной.
Миф: Никогда не включайте радиостанцию без антенны…
Реальность: Включайте сколько угодно, но не используйте радиостанцию на передачу, в профессиональных радиостанциях, да и то далеко не во всех, выходные каскады могут пережить такой опыт, гражданские радиостанции горят от таких экспериментов как спички.
Миф: Антенны не нуждаются в настройке, т.к. они с завода идут уже настроенные и это особо не влияет на качество и дальность связи.
Реальность: Есть антенны, не нуждающиеся в настройке, а есть антенны, нуждающиеся в настройке. Внимательно разберитесь, нуждается ли в настройке антенна, приобретенная вами.
Миф: Рацию можно без проблем подключать в «прикуриватель».
Реальность: Гнездо разъема прикуривателя по этому и называется «гнездо прикуривателя», и производителем автомобиля не предусмотрено никаких иных функций, кроме данной. В нашей стране известен один показательный случай, когда дама сожгла свой автомобиль Хонда используя зарядное устройство для телефона и экспертным заключением ей было отказано в выплате страховки и возмещении ущерба производителем из-за использовании гнезда прикуривателя не по его прямому назначению. Гнездо рассчитано на кратковременную нагрузку, пусть и достаточно высоким элементом сопротивления цепи, однако далеко не каждая радиостанция является для прикуривателя легким элементом нагрузки и может такую нагрузку создавать длительное время, и главное – вы не можете уверенно контролировать качество соединения гнезда и вилки вашего прикуривателя, а именно в его качестве, как правило, и кроются все проблемы поврежденных в будущем цепей электропитания радиостанции и вашего автомобиля.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать услугу
|